Система воспитания и обучения по методу М. Монтессори
Слово «Монтессори» уже давно укоренилось в словаре ответственных родителей, став олицетворением эксклюзивности и эффективности в вопросах развития детей. Однако далеко не все по-настоящему понимают, что означает «Монтессори», и как построена система воспитания и обучения детей по методу великого итальянского врача и педагога Марии Монтессори.
Что значит Монтессори?
Тысячи садиков и школ по всему миру гордо носят название «Монтессори», а само слово уже давно перестало быть просто итальянской фамилией, а превратилось в название подхода, который используют в своей работе специалисты и даже обычные родители. Давайте же разберемся в науке о детях под названием «Монтессори».
История системы Монтессори
В начале двадцатого века талантливая и целеустремленная выпускница Медицинской школы Римского университета Мария Монтессори поступила на работу ассистентом в детской психиатрической клинике. Она много времени проводила с детьми, которых общество того времени считало абсолютно безнадежными, и заметила, что более разнообразная среда и специально организованные занятия позволили детям если и не догнать сверстников, то точно значительно улучшить знания и навыки.
Результаты её работы не заставили себя ждать, непростые выпускники показывали невероятные результаты и даже сдавали экзамены общеобразовательной школы, а системой Марии Монтессори стали интересоваться и родители здоровых детей. В 1907 году был открыт «Дом детей», где Мария Монтессори начала разрабатывать собственную теорию обучения, развития и воспитания детей, а также вводить авторские методические материалы.
Уникальные способности видеть и слышать детей, а также хорошее образование и понимание принципов научного подхода, позволили Марии Монтессори создать собственную систему воспитания, суть которой сама Монтессори описала в знаменитой фразе «Помоги мне это сделать самому». Идеи настолько полно отвечали запросам родителей новой эпохи, что метод быстро приобрел всемирную популярность.
Работы М. Монтессори
К счастью для всех нас Мария Монтессори была не только блестящим педагогом, но и обладала талантом учёного и оставила после себя множество уникальных книг, в которых она предоставила развернутое описание теории Монтессори: тщательное описание этапов развития детей, идея Монтессори воспитания, цели и задачи деятельности Монтессори педагогов и любых взрослых, окружающих малыша, практическое руководство по Монтессори образованию.
Одной из самых объемных работ является двухтомник «Научная педагогика», который помогает читателю связать теорию и конкретные руководства по организации занятий для детей. В работе представлены выводы Марии Монтессори, полученные по результатам наблюдений за детьми с научным обоснованием результатов, а также описаны рекомендации и конкретные методы работы с детьми.
Наука, стоящая за формированием системы М. Монтессори подробно изложена в работе «Впитывающий разум ребенка», где автор объясняет принципы развития мышления, памяти, внимания и речи ребенка, а также затрагивает вопросы формирования характера человека, связывая свои идеи с психофизиологией детского возраста. Данная книга будет полезна тем, кто интересуется вопросами психологического развития детей и хочет лучше понимать его законы.
Проследить, как Мария Монтессори создавала свою систему обучения детей, понять суть и ценности Монтессори подхода, увидеть развитие ребенка глазами Монтессори специалиста, отметить главные особенности системы Монтессори можно в книге «Дети — другие», где автор объясняет, как она пришла к своей знаменитой системе, и что является самым важным в процессе воспитания детей. Эту книгу можно рекомендовать родителям, которые хотят глубже познакомиться с ценностями системы Монтессори.
Работы М. Монтессори различны по стилю написания, объему и широте темы, в переводах на русский язык можно найти сборники её статей и работ, написанных с коллегами по ассоциации, основополагающие теоретические разработки, обсуждения философских и моральных аспектов воспитания, описания принципов детского развития, практические рекомендации. Помимо этого в настоящее время существует и множество литературы от её последователей, которые кратко описывают саму систему Марии Монтессори, а также детально освещают реальный опыт современных родителей, дают рекомендации по решению проблем и разбирают конкретные вопросы детской психологии и воспитания.
Система образования Монтессори
Теперь, когда мы имеем общие представления об истории создания метода Монтессори, самое время вникнуть в суть подхода и представить себя на месте как педагога школы Монтессори, так и самого воспитанника.
Ребенок может больше, если среда даёт ему возможность делать больше
Попадая в Монтессори среду ребенок открывает для себя мир совершенно новых возможностей, становится уверенным, любознательным и целеустремленным, а иногда совершенно неожиданно для родителей приобретает такие качества как самообладание и терпение, которые, казалось, просто отсутствовали у малыша.
Секрет чудесных изменений прост: Монтессори класс полностью учитывает психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Вся мебель и предметы, с которыми контактирует ребенок подбирается по размеру и весу (включая такие простые предметы как кувшины, веники и столовые приборы), но в то же время являются «настоящими» (ножи могут разрезать еду, из стаканов выливается вода, а на занятиях кулинарией используются настоящие продукты, а не пластмассовые макеты и игрушечная кухня). Сами же занятия по системе М. Монтессори учитывают текущий уровень развития ребенка, его интересы, не требуют невозможного, но и не отстают от малыша.
Ребенок с удовольствием будет следовать правилам, если чувствует баланс между свободой и ограничениями
Мы слышали много мнений о системе воспитания Монтессори: одни говорят, что это сплошное поощрение вседозволенности, ребенок привыкает к тому, что всё подчиняется его желаниям, другие, наоборот, считают, что комплекс Монтессори — это слишком жесткая система.
Истина, разумеется, посередине. Для адекватного развития самостоятельности и мотивационной сферы малыша необходимо предоставлять ему свободу выбора уже с первых дней жизни. Среда развития по Монтессори подразумевает гибкий план занятий, дети свободно перемещаются между различными зонами, сами решают, с какими материалами они хотят взаимодействовать. В этом плане система Монтессори действительно позволяет ребенку гораздо больше свободы, чем расписание обычного детского сада.
Тем не менее, многие замечали, что при полном отсутствии правил дети не только не учатся жить в обществе, но и испытывают беспокойство, чаще бывают недовольны и напряжены. Секрет в том, что доверие к миру начинается с ощущения его предсказуемости, осознания того, что в мире в целом и обществе в частности есть определенные правила. Такие правила есть и в Монтессори среде: самостоятельно поддерживать порядок в классе, держать в чистоте рабочие зоны и аккуратно обращаться с материалами, мирно решать конфликты и приходить к компромиссам. Именно благодаря этим правилам Монтессори выпускники гораздо самостоятельнее, коммуникабельнее и аккуратнее своих сверстников, посещающих обычные сады и школы.
Баланс ограничений и свободы создается за счет правильно организованного Монтессори класса (достаточно пространства, удачное расположение материалов и их грамотная подборка, понятное деление класса на зоны), но гораздо более важно, что он достигается с помощью грамотного включения взрослого в деятельность детей. Слишком активная позиция взрослого заглушает чувство свободы ребёнка и не даёт ему встретиться с собственным жизненным опытом, полное же отсутствие контроля не позволит малышу усвоить базовые правила. Именно поэтому Монтессори педагоги проходят длительное обучение до получения заветной аттестации.
Деятельность ребенка должна быть наполнена смыслом: как и для чего используются пособия Монтессори?
Все Монтессори материалы — это единая система пособий, которые начинаются с формирования самых простых двигательных и мыслительных навыков малышей и заканчиваются глубоким изучением гуманитарных и естественных наук уже в школьном возрасте.
Каждый материал по методу Монтессори имеет свою обозначенную цель: цветные таблички для познания цвета, розовая башня для освоения понятия размера и так далее. К тому же материалы имеют своих предшественников и последователей, ведь знание развивается от простого к сложному, от частного к общему. Возьмём к примеру упражнения на сортировку, которые важны для развития навыка классификации в школе Монтессори. Сперва малышу предлагают предметы, различающиеся только одним признаком, например, красные и синие кубики. Это позволяет малышу ухватить идею классификации, а затем предлагаются и более сложные сортировки: несколько цветов, более сложные признаки и их сочетания. Так, через какое-то время ребенок с лёгкостью сортирует карточки с животными, в зависимости от их места жительства или способа питания.
В системе Марии Монтессори большое внимание уделяется сенсорному развитию ребенка, поэтому среди пособий вы найдёте множество материалов на развитие зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и даже вкусовых анализаторов.
При создании методических материалов, используемых в системе обучения Монтессори, специалисты уделяли большое внимание и связи навыков, которые получает ребенок, с реальным миром: самостоятельность ребенка в быту, прочные основы для развития конкретного и абстрактного мышления, развитие речи и математических способностей на основе собственного опыта. Ребенок не должен верить взрослым, что пять больше четырёх — он должен прийти к этому сам. Это убеждение определяет и то, как используются пособия Монтессори: взрослый демонстрирует, как взаимодействовать с конкретным материалом, и наблюдает за малышом, все действия же ребенок должен осуществлять самостоятельно.
Организация среды, подготовка педагогов и предложенные наборы активностей формируют гибкую и эффективную систему детских садов и школ Монтессори, которая позволяет охватить весь период детства с особым упором на ранний возраст.
Кратко подведем итоги
- Система Монтессори — это целое направление педагогики, имеющее свою теорию детского развития и обучения, практические рекомендации по работе с детьми, а также полный комплект пособий, охватывающий все стороны развития ребенка.
- Кратко описать подход Монтессори можно так: ребенок хочет и будет развиваться и станет самостоятельным членом общества, если организовать среду, отвечающую его потребностям и возможностям. Среди этих потребностей в первую очередь выделяется потребность в свободе, порядке, самостоятельном познании мира.
- Монтессори педагогика не накладывает ограничений на то, для каких детей подходят занятия: начиная свою карьеру с работы с самыми сложными малышами, Мария Монтессори разработала систему, которая одинаково подходит и вундеркиндам, и тем, у кого пока есть какие-то сложности со здоровьем, поведением или сообразительностью.
- Учить детей по Монтессори самостоятельно возможно, но родители должны понимать, что это не просто купить ребенку пособия, но и самим пройти хотя бы базовый курс Монтессори педагогики, чтобы научиться правильно наблюдать за малышом, подбирать материал и взаимодействовать с ним. Система Монтессори — это не про супер-развивающие игрушки, а про организацию всей жизни малыша.
Если вы считаете, что мир Монтессори педагогики — это то, что подойдёт вашему ребенку, мы предлагаем вам записаться на бесплатное пробное занятие в детском Монтессори клубе «Созвездие», на котором вы сможете вживую увидеть саму Монтессори среду, познакомиться с нашими педагогами, а, главное, получить индивидуальные рекомендации по системе Монтессори. Мы ждём вас!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Выберите клуб
Чтобы узнать расписание занятий и стоимость абонементов, выберите удобный для Вас клуб